ПРОЕКТ:
«Синичкин день».
Тип проекта: краткосрочный, познавательно - творческий, групповой.
Срок реализации: 3 дня
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физкультурное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Участники проекта: дети 2-й младшей группы, воспитатели, родители.
Подготовили и провели воспитатели: Григорьева С.В., Большакова Л.П.
Актуальность проекта: в дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры, поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, проводя наблюдения с детьми на прогулках, мы отмечали, что дети не знают названий птиц, имеют скудные представления о том, чем питаются птицы зимой, как помочь птицам выжить в зимних условиях.
Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходима практическая деятельность по сохранению природной среды.
Успешная реализация данного проекта невозможна без помощи и поддержки со стороны родителей. Поддержать собственного ребенка в желании помочь птицам – обязанность каждого родителя.
Этап постановки проблемы: расширить знания детей о всероссийском празднике «Синичкин день»; узнать о зимующих и перелётных птицах.
Цель проекта: ознакомление родителей и детей со всероссийским праздником «Синичкин день» и привлечь внимание детей и родителей к проблеме охраны окружающей среды и бережного отношения к природе.
Задачи проекта: познакомить детей с «Синичкиным днём», формировать представления о зимующих птицах (воробей, синица, ворона, снегирь), об их внешнем виде, питании; развивать познавательный интерес детей; развивать творческие способности детей; формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; воспитывать у детей сочувствие, сопереживание к зимующим птицам, желание оказать посильную помощь.
Методы: беседа, НОД, подвижные игры, прогулка, чтение, работа с родителями.
Ожидаемый результат: дети знают и рассказывают о всероссийском празднике «Синичкин день». Имеют начальное представление о приспособленности птиц к среде обитания. Расширились представления о жизни птиц в природных условиях зимой. Имеют представление о зимующих и перелетных птицах, о частях тела птиц и видах корма для зимующих птиц (синица, воробей, ворона, снегирь). Рассказывают о помощи человека зимующим птицам. Любят и бережно относятся к природе. Различать птиц по характерным признакам. Проявлять сочувствие, сопереживание к зимующим птицам, словарь по теме: «Зимующие птицы»: снегирь, синичка, воробей, ворона, питаться, добывать, клевать, лакомиться.
Продолжительность проекта: 3 дня.
Подготовительный этап
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы;
репродукций картин;
–подборка видеоматериалов и музыкального сопровождения (звуки птиц);
– изготовление дидактических игр.
Основной этап
1.Проведение беседы с детьми "Синичкин день».
– рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашей местности; птиц у кормушки.
– организация проведения подвижных игр: «Воробушки и автомобиль», «Птицы в гнездышках».
– НОД по аппликации с элементами рисования «Синички клюют зёрнышки»
– чтение рассказа «Весёлая синичка».
– Консультация для родителей: «Синичкин день».
Заключительный этап
-проведение конкурса на лучшую кормушку;
– подведение итогов конкурса на лучшую кормушку;
– заготовка корма для птиц;
– создание презентации проекта и фотоотчёта в родительский уголок.
Литература:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми дошкольного возраста. (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004.
2. Борейко В. Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. – Т. 1. –Серия: природоохранная пропаганда. Вып. 10 – СПб. 2010.
3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Просвещение 2012 г.
4. Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка. - М.: Эксмо, 2010.
5. Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по экологии: Методическое пособие. – ТЦ Сфера, 2004.
6. Шаронов А. В. Атлас – справочник «Все о птицах» 2007 г.
План реализации проекта:
Беседа «Синичкин день».
Цель: познакомить детей с синицей;
Задачи: познакомить детей с синицей; учить отличать синиц от других видов птиц; воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам; вызвать желание помогать птицам в зимний период.
Ход работы.
Воспитатель: сегодня 12 ноября. Этот день называется «Синичкиным днем» - днем вывешивания кормушек: по приметам к этому времени прилетают зимующие птицы, которые подбираются ближе к жилью людей, где больше корма.
Птичкам очень нелегко живется зимой, а ведь скоро она наступит. Заметили, как стало холодно на улице?
Воспитатель: Давайте и мы с вами немного согреемся и поиграем в игру.
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Сюрпризный момент (Почтальон приносит письмо)
Воспитатель: Дети, нам почтальон принёс письмо. Давайте посмотрим, от кого оно? Пришло письмо от Каркуши.
(Воспитатель достает письмо и зачитывает.)
«Здравствуйте, ребята! Мы с другими птичками каждый день летаем над вашими домами и детским садом, видим вас, здороваемся с вами. Многие птицы улетают зимовать в теплые края. А мы остаемся. Но зимой совсем нет червячков, и нам нечего кушать. Мы знаем, что вы очень добрые, поэтому просим у вас помощи – помогите пережить нам зиму на родине, покормите нас, пожалуйста!»
Воспитатель: Ребята, поможем птичкам?
Дети: Да!
Воспитатель: Хорошо. А для того, чтобы узнать, каким птичкам помочь, послушайте стихи про них.
1. Скачет бойкий воробей
Возле маленьких детей:
— Эй, ребятки, просьба есть,
Бросьте крошечек поесть.
Помогите воробью,
Я вам песенку спою!
Показать картинку воробья
2. Скачет весело синица
И мороза не боится:
Нипочём ей холода,
Коль в кормушке есть еда!
Показать картинку синицы
Летом, честно говоря,
Трудно встретить снегиря.
А зимою - благодать! -
За версту его видать!
Показать картинку снегиря.
Подвижная игра «Птички в гнездышках».
А теперь давайте поиграем в игру «Птички в гнездышках».
Воспитатель: Ребята, скажите, а какие птички больше всего нравятся вам и почему?
Дети отвечают.
Воспитатель: Мне тоже нравятся все птички.
Чтобы весной птицы радовали нас своим пением, мы их обязательно покормим. А чем, ребята, мы их будем кормить?
Дети: Семечками, салом, крошками, пшеном, хлебом.
Воспитатель: правильно, но нужно следить за тем, чтобы хлеб был обязательно белым, семечки – не жареными, а сало – не соленым, иначе мы не поможем птичкам, а навредим.
Скажите, а куда мы будем класть угощение для птичек? Может, есть какое-нибудь специальное приспособление, которое будет сохранять еду для птичек и уберегать их от кошек?
Дети: Кормушки.
Взаимодействие с родителями
Воспитатель: Верно. Вы сделали с родителями чудесные кормушки, которые помогут птичкам зимой кушать.
Показать кормушки
Воспитатель: Какие замечательные кормушки у вас получились, сейчас мы их развесим и разложим корм, который приготовили для птиц.
Воспитатель: Ой, какая неприятность: семечки с горохом перемешались! Нужно перебрать, горох – убрать, семечки – оставить.
Дети перебирают корм.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все разобрали. Папы и мамы уже повесили кормушки, теперь мы можем насыпать в них корм.
Дети и взрослые насыпают корм в кормушки.
Воспитатель: - Как здорово у нас получилось! Теперь мы сможем помогать птичкам каждый день, насыпая корм в наши чудесные кормушки, а также наблюдать за новыми посетителями «птичьего кафе».