Разработала: воспитатель
Александрова. Е. В.
Тема проекта: «Что за прелесть эти сказки! »
Участники проекта: дети старшей группы «А», их родители, воспитатели, работник библиотеки.
Вид проекта: долгосрочный, групповой, информационно-творческий.
Продолжительность: 6 месяцев
Актуальность.
Сказка – ложь, да в ней – намек,
добрым молодцам урок.
А. С. Пушкин.
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного, доброго человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства.
Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем. А сказка пользуется у детей огромной любовью. Она учит, вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.
Цель
Приобщение детей к художественной литературе на примере сказок, накопление у детей запаса литературных художественных впечатлений, помощь родителям в осознании роли сказок в развитии ребенка, формирование у детей интереса к библиотеке.
Предполагаемый результат:
- пробудить у детей интерес к общению с книгой; интерес к сказкам.
-развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков; развитие эмоциональной отзывчивости;
- расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека;
- пополнить развивающую среду в группе;
- повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;
- Установление тесного сотрудничество между социальными партнерами: библиотекой, педагогом и родителями в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.
Задачи
1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, знать название и автора, пересказывать содержание и выражать своё отношение к героям сказки.
2.Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
3. Способствовать развитию памяти, речи, внимания.
4. Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей
5. Воспитывать звуковую культуру речи и образную выразительность.
6. Возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения работника библиотеки и родителей к реализации проекта.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап.
Определение темы проекта. Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки. Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Ежедневное чтение произведений художественной литературы Помощь в организации развивающей среды
Участие в организации книжного уголка Подбор книг с произведениями детских писателей по программе Разработать план работы по проекту. Консультации.
Практический этап.
Совместная деятельность детей и воспитателя.
Самостоятельная деятельность детей.
Совместная деятельность детей и родителей.
Совместная деятельность детей воспитателя и сотрудника библиотеки:
- Беседа «Что такое сказка?».
- Чтение разных сказок.
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
- Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
- Самостоятельное составление сказок.
-Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).
- Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения
-Оформление выставки детских работ по сказкам
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
-Загадки о сказках, героях сказок.
- Викторина по сказкам.
-визиты сотрудника библиотеки в группу с целью проведения бесед и знакомства детей с книгами, детскими писателями, сказками.
-Сюжетно- ролевая игра«Библиотека».
Совместная деятельность детей и родителей:
-Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам.
-Заучивание отрывков из сказок.
-Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам.
-Пополнение театральных уголков в группе.
Взаимодействие воспитателя с родителями.
-Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
- Чтение сказок с детьми.
- Придумывание сказок с детьми.
- Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
- Организация выставки поделок, рисунков.
- Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов
- Подготовка консультаций для родителей по данной тематике.
-Оформление стенгазеты в ДОУ «Книга - наш друг и учитель».
-Проведение тематического родительского собрания «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка».
Описание проекта:
Проект направлен на повышение уровня знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повышение речевой активности. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Просвещению родителей, консультации по использованию в воспитании сказок, разъяснение им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создать теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного развития дошкольника.
Заключительный этап
В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.
Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.